Новости – Общество
Общество
«В кроках пульсирует время»
Фото: Евгений Горностаев / «Русская планета»
Художник и дизайнер Владимир Демьяненко — о том, как развивается в текстильном крае искусство создания рисунков для ткани
24 февраля, 2016 21:49
8 мин
Лауреат премии ЦФО в области литературы и искусства и премии Правительства РФ в области культуры, председатель Правления Ивановского отделения «Союза дизайнеров России» Владимир Демьяненко уже несколько лет традиционно выступает одним из организаторов конкурса молодых дизайнеров на лучшие рисунки тканей — кроки. Владимир Николаевич рассказал РП о том, как развивается в текстильном крае это специфическое искусство.
– Владимир Николаевич, для чего в текстильном крае нужно проводить подобные конкурсы?
– Ежегодные конкурсы мы организовываем для того, чтобы молодые талантливые дизайнеры могли идентифицировать себя в творческом пространстве, сравнить свои работы с коллегами по цеху и скорректировать свое творчество. Наш «Союз дизайнеров» как раз и помогает в этом. К сожалению, мы не можем похвастаться дорогими призами для победителей, но опыт и возможность выставиться на серьезной, статусной площадке — в Ивановском художественном музее, — тоже многого стоят.
Сейчас актуальность проведения конкурса кроков обусловлена особой экономической и политической ситуацией в стране. Это курс на импортозамещение, изменение конъюнктуры рынка текстиля и, соответственно, повышенные требования к дизайну текстильных изделий.
Фото: Евгений Горностаев / «Русская планета»
В этом году конкурс выявил как положительные, так и отрицательные стороны развития отрасли. Среди первых — большой интерес участников к этой форме творческого соперничества и выявил их профессиональный потенциал, стилистические, композиционные и колористические предпочтения. Среди вторых — отрыв от аналогового мышления и недостаточные ответы на возможности цифровых технологий.
Подведение итогов конкурса состоится в конце февраля. Тогда же будет организован круглый стол по тенденциям и проблемам отрасли.
– Насколько в современных условиях востребована эта профессия — дизайнер тканей?
– Это очень современная профессия, каждый представитель которой обеспечивает работой около 150 человек. Считайте сами: сначала он создает кроки, на производстве их гравируют лазером на никелевых цилиндрических шаблонах, делают пробную печать, после чего дизайнер вносит коррективы (либо, в случае с современными технологиями цифровой печати, сразу печатают на ткани). Если все хорошо — гонят километры ткани. И печатники, и люди, обслуживающие всю технологическую цепочку, замкнуты на дизайнеров. Работа водителей, швей и упаковщиков тоже зависит от них.
Есть такое заблуждение (и оно поддерживается даже специалистами) — что текстиль в России умер. Это совершенно не так. Наоборот, один из брендов нашего города «Текстильная столица России» приобретает особое звучание, так как сейчас мы выпускаем огромное количество тканей.
– Несмотря на то, что большинство фабрик стоит?
– Старые фабричные корпуса не соответствуют требованиям времени, а современные производства занимают гораздо меньше места и обеспечивают страну текстилем. Например, Тейковский ХБК, «Самойловский текстиль», «Красная Талка», «Шуйские ситцы» — все они успешно работают, а значит, работа будет и у дизайнеров.
В нашу цифровую эпоху во главу угла ставятся компетенция дизайнера и его творческая составляющая. Ведь крок — это индивидуальность художника-дизайнера и одновременно это живой пульс времени. Особенно ярко это можно было наблюдать в начале ХХ века. В то время рисунки тканей отражали социальные тенденции эпохи. Когда в городе открылась первая в стране фабрика–кухня (аналог современного фаст–фуда), это тоже нашло отражение в тканях, пусть и опосредованное. Тракторы, колосья, серп и молот, плуг — все социальные преобразования очень четко проявлялись на тканях.
– Какие темы наиболее ярко отражаются в кроках нашего времени?
– Очень активно переосмысливается тема урбанистики. На тканях присутствует город с его сложными силуэтами, динамикой, сменяющимися ракурсами. Раньше эта тема не доминировала, а сейчас в моде.
В кроках отражаются даже извечные вопросы пути России, направления ее движения на Восток или Запад. Например, англосакская традиция, которая пытается пробиться на нашей почве. Но деструктивная тема неомодерна, черепа, крылья — все это не приживается у нас. Наша культура всегда давала некую нравственную парадигму, и мы не имеем права идти на поводу у людей, которые жуют поп–корн и позволяют себя оболванивать. Я считаю, что любые творческие поиски должны находиться в позитивном русле.
– Можно ли говорить о моде в рисунках тканей?
– Да, пожалуй, можно. Производственники их тщательно отслеживают и стараются перенимать. Например, итальянские дизайнеры предлагают тему фактур с потрескавшейся штукатуркой, отслоившейся краской. У немцев интересные геометрические композиции. Казалось бы, они очень простые, но за счет ассиметричных линий и оригинальной колористики дают интересные решения. Китайцы занимаются фоторепродукциями на тканях. Тема крупных масштабов, которая была в тренде некоторое время назад, нивелируется, возникает тема фактур, мелких сеток, накладок, сложных фоновых структур. Мотив часто сочетается с необычностью фактур и их имитациями. Очень модна тема «белоземельки»: некрупные букеты цветов на белом фоне. Персиковый, фиолетовый цвета, даже традиционные «огурцы» (орнамент, для кашемировых тканей, известный также как «индийский огурец». — Примеч. ред.) — все это остается в моде уже достаточно давно.
Цифровая эпоха стала эпохой универсальных принципов. То, что показали, к примеру, во Франкфурте–на–Майне (выставка Heimtextil), практически в то же время становится известно и в Иванове. Свой вызов дала и программа импортозамещения. Нашему производству, хочет оно того или нет, придется осваивать зарубежные технологии.
– Наверно, накладывают свои особенности и технологические изменения?
– Да, конечно. Раньше, в аналоговую эпоху, художник оформлял раппорт (повторяющуюся часть узора на ткани. — Примеч. ред.) на бумаге кисточкой и рейсфедером, гуашью, темперой или белилами. Размер раппортов был фиксированным и небольшим — квадраты со сторонами 16, 24, 32 см. Сейчас цифровая печать дает нам возможность делать раппорт крупным, длиной до 2 м 20 см. Такой рисунок еще нужно уметь осмыслить. С современными учебными программами это под силу не каждому выпускнику вуза.
Структурные изменения в системе образования России, ориентированные на Болонский процесс, не лучшим образом сказываются на качестве высшего специального образования, в том числе — и дизайнерского. Это проблемы лицензирования, аккредитации, сохранения базовых ценностей отечественной школы дизайна.
Ивановская школа рисунков тканей имеет давнюю традицию. Еще в XIX веке была открыта текстильная школа (реальное училище) — филиал Санкт–Петербургской школы барона Штиглица. В нем готовили художников по тканям. Ивановские ситцы уже тогда отличались своим качеством и выработали свои узнаваемые рисунки, например, те самые «огурцы».
В советские времена в Иванове специалистов по тканям готовил химико-технологический техникум, сейчас он закрылся. Подготовкой специалистов занимается лишь Текстильная академия. Выпускает только бакалавров — магистратура еще не открыта. Но учебные программы там несовершенны: они значительно отстают от производственного процесса. Выпускники часто не знают современных технологий, не умея рисовать кроки, создают лишь мотивы — полуфабрикаты для настоящих кроков.
Дизайнеру тканей нужно отталкиваться от того, что ждет и хочет получить потребитель. К примеру, рисунки для постельного белья должны разрабатываться в зависимости от возраста человека. Для самых маленьких — одно, для детей школьного возраста — другое, для взрослых мужчин-холостяков — третье, для дам бальзаковского возраста — четвертое. Есть особенности и в ментальности русского человека. У нас популярен красный, цвет активности.
Современный дизайнер должен уметь не просто разработать крок, но и представить ткань со своим рисунком в интерьере. Средовое мышление должно прививаться с начала обучения, но такие задачи не ставятся. В том числе и в этом есть определенный кризис отрасли, и мы ежегодными выставками кроков стараемся его вскрыть, обозначить, наметить пути решения.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости