Новости – Общество
Общество
«Соломон сегодня остался дома»
Фото: Анна Яблокова / «Русская планета»
Как живет малокомплектная школа в деревне Милюковке Шуйского района
29 сентября, 2015 15:43
8 мин
Милюковка — небольшая деревенька, центром жизни которой является местная школа. Сюда же привозят школьников из окрестных сел. И это такая школа, где почти все окончившие девятилетку получают среднее специальное образование и возвращаются на малую родину, работать в местном колхозе.
К милюковской школе ведет извилистая дорога, асфальт на которой отсвечивает всеми оттенками серого. У ворот стоит оранжевый школьный автобус с большими буквами на боку: «Дети». Водитель, который недавно привез сюда 30 ребят из нескольких окрестных деревень, теперь, открыв дверь, дожидается обратного рейса.
Раньше в двухэтажном здании, где сейчас располагается школа, был детский сад на 4 группы. Именно поэтому в школе, которую открыли здесь в 1990-е годы, остались такие узкие коридоры. Со второго этажа сквозь открытые окна, по-домашнему завешенные белым тюлем, доносятся обрывки фраз учителей, ведущих уроки.
– Жаль, что вы осенью приехали, у нас тут в августе знаете, как цветы цвели! — директору Ивану Жохову на вид не более тридцати, он бодр и стильно одет. Мало похож на привычного солидного директора сельской школы.
– Вот тут у нас яблоневый сад. Все деревья привиты, яблоки сладкие. Клумбы с детьми делали, вот эту, самую яркую, разбили специально к Дню Победы. Георгиевскую ленточку на ней из бархатцев высадили. А тут грядки были, свекла, морковь… Сейчас урожай уже убрали, на зиму их подготовили. Всё дети сами копают, — показывает директор.
– Урожай на школьный стол пошел?
– К сожалению, нет. СанПины и ГОСТы никто не отменял. Это раньше можно было продукты с огорода подавать в столовую, теперь запрещено. Нас всем необходимым снабжают колхоз и местный маленький молокозавод. У них все очень вкусно, наши дети даже научились по вкусу определять, наше молоко или нет.
Фото: Анна Яблокова / «Русская планета»
Колхоз и молокозавод — единственные работодатели в деревне, и большинство местных жителей работают именно там. Милюковская школа, по сути, является подшефной колхозу: предприятие снабжает ее продуктами по себестоимости и даже отапливает, так как в учебном заведении нет своей котельной. Дела у колхоза идут хорошо.
– Многие наши выпускники, отучившись в техникуме или вузе, возвращаются сюда жить и работать, — говорит Иван Николаевич. — Наверное, потому что с детства видят, как трудятся их родители, и привыкают к этому. Конечно, есть и те, кто уезжает в город, но таких мало. В прошлом учебном году мы выпустили 10 человек, и лишь трое из них пошли учиться в 10 и 11 классы в другие школы. Остальные получают среднеспециальное образование. А всего у нас учатся 73 ребенка, и есть группа детского сада, где занимаются 15 ребят от 2 до 7 лет. Эта группа единственная в Милюковке. Когда я два года назад стал здесь директором, у нас учились 56 человек. Теперь чуть ли не очереди выстраиваются. Многие жители, дети которых добираются на школьных автобусах в другие школы, хотят перевести своих детей к нам, чтобы поближе. Видят, что условия хорошие, не хуже, чем в Шуе.
Классы в малокомплектной школе тоже маленькие: в самом многочисленном 13 человек, а в среднем по 5–7. Все ученики размещаются на 3–4 партах одного ряда. По существующим нормативам, в одном кабинете одновременно могут заниматься сразу два начальных класса. Например, учительница Ольга Сотова преподает и первому, и третьему классам. Дети приветствуют вошедших взрослых стоя. И только один первоклассник, ни на кого не обращая внимания, остается сидеть, увлеченно рисуя в тетради.
– Нет, с двумя классами не очень сложно. Маленькие учатся чему-то у тех, кто постарше, тянутся к ним. Да и к тому же часто один из классов уходит к другому учителю — на физкультуру, например, — рассказывает Ольга Вячеславовна. И тут же продолжает урок, обращаясь к ученикам: —Моисей, сядь, пожалуйста, правильно, положи локоть на тетрадь. Давид, не отвлекайся, смотри на меня.
– Какие имена у вас интересные…
– Да. У нас еще Соломон есть, но он сегодня дома остался.
– Это дети кочевых цыган, — с улыбкой поясняет Жохов. — Родители у них совсем неграмотные, но детей привели к нам, чтобы они учились. Это достойно уважения. К ним внимания нужно больше, так как дома им некому подсказать и уроки с мамой учить не получится. Проблемы, конечно, есть, но вон с интерактивной доской уже умеют обращаться.
Действительно, вышедший к доске Моисей быстро перетащил специальным маркером картинку с круглым камешком в одну сторону, а с серым — в другую.
– Спроси черепаху, все ли правильно?
Мальчик привычным движением нажимает на виртуальную кнопку на доске, и слева выплывает картинка с черепахой, хлопающей в ладоши. Это значит, что ошибок не было. Некоторые первоклашки тоже от удовольствия хлопают.
На перемене, проводив детей в столовую, Ольга Сотова вдруг отводит меня в уголок:
– Обязательно напишите, что деревенская школа — это совершенно особенная школа. Здесь все родные, знакомые и соседи. Отношения учеников и учителей тоже не такие, как в городе. Здесь приходится быть учителем не только в школе, но и дома, потому что все на виду. Бывает, и ученик-то слабенький, и поведение всю жизнь страдало, а вырастает и ведет к тебе за ручку своего ребенка: примерный отец. Это дорогого стоит. И природа. Вы видели, какая здесь природа? Она тоже воспитывает по-своему...
Практически все учителя здесь имеют свои автоматизированные рабочие места с компьютером и проектором. Кроме того, школа участвует в дистанционном обучении. Федеральный проект «ТелеШкола» позволяет 220 ученикам со всей области (и трем ученикам Милюковской школы), заранее зарегистрированным в сети, пройти обучение по какому-либо предмету через интернет. При этом школьные учителя выступают тьюторами. Оценки, полученные при таком обучении, могут идти в журнал. Проект разработан для малокомплектных школ в глубинке, где может не хватать своих учителей. Уроки пока не начались, но девятиклассники, которым в конце года предстоит сдавать госэкзамен, проектом очень интересуются.
Фото: Анна Яблокова / «Русская планета»
Пока мы гуляем по кабинетам, группа детсада выходит на прогулку. Малыши гуляют на отдельной площадке, а рядом занимаются физкультурой старшие школьники. Ожидая учителя, они разминаются и завязывают шнурки на кроссовках.
– Единственное, чего у нас нет — это спортивный зал, — говорит Иван Николаевич. — У нас есть помещение с бассейном, который не используется с тех времен, когда здесь был детский садик. Из него бы получился очень хороший спортзал, но нужны средства, сами понимаете. В департаменте нашу проблему знают. Ждем помощи. А в остальном школа всем необходимым обеспечена, жаловаться не на что. Могу, конечно, сказать, что окна нужно менять на пластиковые (мы сами этим занимаемся, получается медленнее, чем хотелось бы). Но это уже дело комфорта, а не острой необходимости. И не имея спортзала, кстати, наши дети часто выигрывают соревнования районного и областного уровней.
– Иван Николаевич, а не было мысли у вас уехать в город и начать строить карьеру там, а не работать в деревенской школе?
– Я об этом никогда не задумывался.
– Правда не задумывались?
– Правда. Я живу в Шуе, в Милюковку езжу на машине. В свое время закончил Шуйский педагогический университет. Пришел сюда простым учителем информатики и технологии, меня здесь приняли, как родного. Проработал недолго, перешел в управление образования Шуйского района сисадмином. А когда здесь появилось место, принял участие в конкурсе. Мне работа очень нравится, я получаю от нее удовольствие. Уходить никуда не собираюсь, хотя предложения были.
– Сами вы считаете свою школу особенной, или у нас в области нигде директора малокомплектных школ на жизнь не жалуются?
– Наверное, условия везде разные, но в тех школах, где я бывал, они такие же, как у нас. Так что мы скорее правило, чем исключение. И да, вы правы — мы живем, а не выживаем. И это радует.
Я ухожу, а водитель школьного автобуса все еще сидит в салоне и наслаждается по–летнему теплой погодой. Через час-полтора он повезет детей по домам.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости