Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Сегодня нет проблем со свободой слова»

Фото: из личного архива Аркадия Шушпанова
Соавтор Сергея Лукьяненко из Иванова уверен, что людям не хватает элементарной самоцензуры
Анастасия Бероева
24 февраля, 2014 19:44
11 мин
Издательство «АСТ» запустило свой главный проект 2014 года — межавторскую серию «Дозоры». Основой проекта стал цикл «Ночной дозор» писателя Сергея Лукьяненко. Первая книга этой серии — «Школьный надзор» — роман, написанный Лукьяненко в соавторстве с ивановским фантастом Аркадием Шушпановым. Книга об Иных-старшеклассниках уже возглавила список лидеров продаж крупнейшего российского интернет-магазина «Озон».
«Русской планете» Шушпанов рассказал об особенностях современного российского фэнтези, о том, почему из современной литературы ушел креатив, и как появляются Львы Толстые, а также объяснил, как фантасту с периферии пробиться в большую литературу.
– Как вы стали соавтором Сергея Лукьяненко?
– В 2012 году проводился тематический мастер-класс Сергея Лукьяненко по роману «Ночной дозор», и на внутреннем конкурсе в рамках мастер-класса мы с автором из Москвы поделили первое место. Через некоторое время пришло предложение поучаствовать в новом проекте. Сергей сам предложил авторам, участвующим в проекте, выбрать ту часть книги, которую напишет он. Мы выбрали, я сначала написал свою часть, потом отдал ему, он все прочитал и написал ту часть, которую я ему отвел. Кроме того он вмешивался в ту часть, которую писал я, и как редактор, и как автор. Мне даже пришлось переписывать свою часть еще раз.
– Конфликтов такая правка не вызывала?
Нет, но мы заспорили в некоторых моментах. Например, момент номер один: он обратил внимание, что мой герой получается какой-то идеальный, а у героя должны быть какие-то человеческие слабости. И, как раз когда он написал свою часть, он «одарил» героя этими слабостями. Задача была написать роман, соблюдая все условия, отраженные в фильмах и книгах. Их было два: не использовать в качестве главного героя персонажей самого Сергея Лукьяненко. То есть их можно было использовать только эпизодически. И второе условие — не менять этическую сторону: Темные и Светлые не равно «плохие» и «хорошие».
– Не исчерпала ли себя тема «Дозоров»?
В 90-е годы это были очень актуальные книги. В период, когда нормы морали были абсолютно размыты, идея «Ночного дозора» состояла в том, что как бы люди, находящиеся по разным сторонам баррикад, себя ни вели, их моральные устои остаются неизменными. То есть даже если свет поступает плохо, он не перестает быть светом, а если тьма поступает хорошо, она не перестает быть тьмой. Сейчас мы живем в более устоявшемся мире, некоторые вещи, которые в 90-е были новыми, сейчас воспринимаются как сами собой разумеющиеся. Но сама идея остается актуальной, она всегда актуальна.
– Есть некоторая тенденция: фантастика становится актуальным жанром в периоды ограничения свободы слова.
– На мой взгляд, сегодня нет проблем со свободой слова. Ее нужно меньше, на самом деле, учитывая то, что приходится слышать, и то, что в Интернете приходится читать. У людей должна быть какая-то элементарная самоцензура, а ее нет. Можно хотя бы почитать, что пишут в Интернете про Сергея Лукьяненко. Но фантастика актуальна сейчас — она дает возможность увидеть нашу жизнь со стороны. Это похоже на какой-то фильтр, сквозь него мы видим все в других красках, по-новому, и мы будем вынуждены увидеть что-то такое, чего не увидели бы без фильтра. Или это похоже на линзу. Человек, который плохо видит, надевает очки и начинает видеть лучше, предметы, которые были размыты, становятся четкими. Сейчас фантастика стала немного другой, чем во времена моего детства или в 90-е. Она стала злободневной. Если братья Стругацкие декларировали, что пишут про нашу жизнь, то, в первую очередь, они все равно все рассматривали сквозь призму какого-то будущего. И их идея состояла часто в том, что лучшие люди нашего времени уже люди будущего. Если взять современную фантастику, то мы увидим, что даже когда писатели описывают будущее, они описывают настоящее. И люди будущего отныне не лучшие представители рода человеческого, а абсолютно любые наши современники, про которых просто написано, что они родились в будущем или живут на других планетах. К тому же сейчас большое значение имеет жанр фэнтэзи, но в нем другая тенденция — убежать от действительности, чуть приукрасить ее. То есть опять-таки увидеть ее сквозь какую-то линзу, но эта линза — в своем роде розовые очки.
– Чем сейчас можно удивить и увлечь читателя?
– Если бы я знал, что читателю надо, я бы был не соавтором Сергея Лукьяненко, а вторым Стивеном Кингом по тиражам (смеется). Никто на самом деле не знает — а уж как хотели бы издатели знать, что нужно читателю! Читателя можно удивить, показав ему необычную сторону того, что он уже хорошо знает. В принципе, вся литература этим, так или иначе, занимается, но это ключевой момент. «Дозоры» тоже на этом построены, недаром там действие происходит в реальных городах.
– Книга переходит с бумажного формата на электронный. Как вы оцениваете эту тенденцию?
– А как можно оценить переход с конной упряжки на автомобиль? Или переход от парусников к пароходам? Хотя, до сих пор есть люди, которые любят яхты. Писателей моего возраста можно сравнить с моряками, которые мечтали под парусами плавать, а сейчас…
– С моторчиком?
– С моторчиком можно, но пассажиров уже далеко не увезешь. Потому что пассажиры купят билет на пароход. А ты будешь плавать для своего удовольствия самостоятельно. Парусники и сейчас строят, но это увлечение, а не индустрия. Книги, к сожалению, уже давно стали индустрией, а индустрия рано или поздно целиком перейдет на электронный формат, но у этого есть свои положительные стороны. Автору будет проще опубликоваться. Сейчас стало можно сделать то, чего нельзя было сделать автору в 80-е годы. Можно самому напечатать книжку, самому заплатить типографии. Но если и раньше книжку напечатать можно было, то вставал вопрос, как ее распространять. Автору электронной книжки не нужны услуги издательства. Электронное книгоиздание пока что не стало индустрией, пока мы не знаем, как это делать.
– Писатели, выкладывающие свои творения в Сеть, сталкиваются с огромным количеством не столько читателей, сколько критиков.
– Действительно, есть такое ехидное определение, что профессиональный критик — это любитель, получивший доступ к серьезным площадкам для публикаций. Сложность для писателя состоит в том, что это отвлекает, ты тратишь на это время. Я сам себя на этом поймал: книжка вышла, и я через пару дней начинаю выходить в Сеть, смотреть отзывы. Но у писателя развивается навык «отшелушивания», то есть ты начинаешь отбрасывать эмоции людей и спрашивать, что они имели в виду. Критика — это просто зеркало, кривое или прямое, но ты в него смотришься и видишь что-то. Зеркало не может тебе подсказать, что с этим делать. Если ты увидел в зеркале, что сутулишься, то ты распрямишься, но само зеркало никогда не подскажет, что тебе делать с сутулостью.
– Как писателю с периферии пробиться в большую литературу?
Я могу говорить только о писателях-фантастах. Как ни странно, несмотря на то, что литература в состоянии кризиса, и молодым авторам пробиваться сложнее, есть вполне устоявшаяся процедура. Во-первых, нужно ездить на конференции, посещать семинары и мастер-классы, по результатам которых авторы получают возможность публиковаться, в том числе, и в различных межавторских сериях. После публикации в этих сериях появляется шанс, что опубликуют и твою собственную книгу.
– Многие говорят, что современная литература — пустая, существующая на старых идеях, изживающих себя…
– Мне это знакомо как маркетологу. Сравните рекламу, которую вы видите сегодня по телевизору, с рекламой, которую видели в 90-е. Реклама 90-х была феноменальным явлением, люди ругались на нее, плевались, но она выполняла свою функцию: она запоминалась, она удивляла. Во многом это объяснялось тем, что она сама по себе была новым явлением. Но самое главное, что люди не знали, как ее делать правильно, и они много экспериментировали. То же самое происходило с литературой. Советской литературы уже не было, советской фантастики уже не было, и авторы экспериментировали. А что произошло потом? Я проведу параллель с рекламой, которая сейчас перестала быть такой, как в 90-е. Выросло поколение, люди стали учиться рекламе, перевели учебники, кто-то съездил за границу, рекламу стали делать по науке, «как надо». Креатив ушел, ушла попытка удивить. Сейчас чем более интересен и нестандартен рекламный ролик, тем меньше вероятность, что его купят. То же самое происходит с книгами. Появились форматы. Если раньше в серию книг могли входить книги разных жанров, то сейчас в серию юмористической фантастики не может затесаться какая-либо нотка серьезности. Хоть одна такая нотка — книжку не купят, книжку не купят — перестанут покупать и серию. Всем стало что терять: и издателям, и писателям. Поэтому автор сейчас стоит перед одной дилеммой: или ты пишешь то, что напечатают, или ты пишешь то, что интересно тебе, то, что тебе кажется прорывным, но сознавая, что это, скорее всего, не напечатают. Через какое-то время, я думаю, что это произойдет достаточно скоро, лет через пять, произойдет слом, и опять хлынет креатив.
– А Львы Толстые сейчас могут родиться?
– Конечно. Ныне покойный уже ученый и писатель Генрих Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задач, в конце жизни много занимался вопросами психологии творчества и анализировал биографии известных творческих личностей. И он пришел к парадоксальному выводу, доказал, что гениальность — это вопрос выбора личности, а не вопрос задатков. Гений — это не человек, в котором больше способностей, а человек, который выбирает дорогу гения. Просто выбор этот настолько тяжел, что многие не могут его сделать. Лев Толстой в литературе — это человек, который сделал такой выбор. Его рождение не зависит от места, времени и состоянии общества. Но все прекрасно знают, насколько тяжела была жизнь Толстого, хотя, казалось бы, уж кому как не ему жить и радоваться. Все мы знаем, каким несчастным человеком закончил свою жизнь Лев Толстой. Что он чувствовал, как он метался — вот цена, которую платил Толстой. Если есть люди, которые готовы заплатить эту цену, моральную цену — они станут как Толстой. Если мне когда-нибудь хватит пороху заплатить эту цену, то, может быть, я им стану.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ