Новости – Общество
Общество
«Мы с родителями “в одной упряжке”»
Фото: Евгений Горностаев / «Русская планета»
Директор коррекционной школы — о том, зачем учителю стремиться к большему, если ученик все равно не получит аттестат
8 февраля, 2016 18:15
8 мин
Людмила Тарасова — директор коррекционной школы города Кохма Ивановской области. Три с половиной года назад она заняла эту должность, а в конце 2015 года по итогам всероссийского конкурса стала одной из 80 лучших директоров школ страны. Людмила Михайловна рассказала РП, для чего нужны коррекционные школы и как можно мотивировать персонал в условиях кризиса.
– Людмила Михайловна, где вы работали до того, как стали директором школы?
– Был опыт работы заместителем директора в коммерческой фирме, а потом я восемь лет трудилась в администрации Иванова. Там я решала организационные вопросы, например, с моим непосредственным участием проводились городские спортивные мероприятия.
– Не имея педагогического образования, не страшно было занять такую ответственную должность — директор «особенной» школы с трудными детьми?
– Очень страшно. Я принимала решение долго, все тщательно обдумывала. Мне помогла семья. Родные люди сказали, что надо попробовать: я же ничего не теряла. Мне было очень интересно, и я до сих пор ни разу не пожалела об этом, хотя было всякое, и всегда было сложно. В эссе, которое я готовила для участия в конкурсе, я описала свой первый день в школе так: «13 сентября 2012 года меня представили коллективу и обучающимся маленькой «особенной» школы для детей, имеющих задержку умственного и психического развития. Около 50 пар детских глаз, смотрящих с интересом, и более 20 настороженных и внимательных взглядов сотрудников. Только спустя время я узнала, что мое назначение для них было полной неожиданностью. И в первую очередь их настораживало, что руководитель молод (в момент назначения мне было всего 32 года) и не обладает не только опытом работы в школе, но даже не имеет педагогического образования».
Но и тогда, и сейчас я более чем уверена, что директор школы в первую очередь должен быть хозяйственником, и не обязательно — педагогом. Я — профессиональный менеджер, моя специализация — государственное и муниципальное управление. Да простят меня директора-педагоги, но мне кажется, что управленцу проще организовать педагогический процесс (конечно, с помощью сильной команды заместителей), чем педагогу вникнуть в финансовые вопросы.
– Как возникла мысль участвовать во всероссийском конкурсе?
– Тема эссе, которое нужно было предоставить на конкурс, мне была очень интересна: «Мотивация персонала: что, кроме денег». Она близка к теме моего диплома и моей специальности. Наши эссе читали 80 экспертов. Во втором туре нам нужно было снять трехминутное видео о том, чего нам, директорам, не хватает, как личностям. У меня проблема одна: нехватка времени (улыбается).
В эссе я писала только правду, перечисляла все трудности и достижения. Сейчас школа преображается. Недавно мы открыли комнату социально–бытового обслуживания, где есть плита, стиральная машинка, кухонная раковина. Дети учатся здесь стирать и готовить. Для наших детей социализация очень важна, и научить их делать что-то руками важнее, чем пополнить копилку знаний. Поэтому у нас много времени уделяется именно работе руками, да и дети сдают экзамен в конце обучения только по трудам.
Девочек учим шить (закупили две промышленные швейные машинки), вязать, делать поделки. Мальчиков — пилить, сколачивать мебель и тому подобное. За последнее время в школе стало больше кабинетов: большие помещения разгораживаем стенами, более рационально используем пространство (классы у нас маленькие, по 12–15 человек). Например, своим кабинетом обзавелся наш психолог. Организовали комнату отдыха под названием «Волшебный мир». Там можно слушать музыку, смотреть на звездное небо, наблюдать за рыбками в аквариуме, рисовать песком и многое другое. Нашим детям это необходимо, ведь, как известно, мелкая моторика развивает у ребенка речь, а здесь есть специальные тактильные поверхности, которые приятно трогать руками.
– Как вы выстраиваете отношения с педагогами?
– Мы во всем друг с другом советуемся, рассказываем о достижениях и неудачах, помогаем по возможности. Конечно, бывают и конфликтные ситуации. Например, по итогам двух уроков, которые я видела, пришлось уволить педагога со стажем. Он не подготовился к открытому уроку. Я попросила его изменить свое параллельное отношение к детям и работе, а он спросил: «А можно я просто доработаю?»
Фото: Евгений Горностаев / «Русская планета»
У учителя должны гореть глаза. У меня зарплату за просто так не получает никто. Да, есть педагоги, которые получают мало, потому что и работают мало. А есть те, кто зарабатывает больше меня. И я считаю, что это нормально. Критерии оценки качества работы учителя всегда меняются. Конечно, они у нас не такие, как в обычных школах: наши дети не участвуют в олимпиадах, вместо аттестата они получают свидетельство об окончании школы. Они не будут учиться в вузах. Но это не значит, что надо опускать руки и перестать работать на развитие детей.
– Современные родители стараются отдавать своих детей в обычные школы, какие бы заболевания они не имели. А понятие «коррекционная школа» для многих звучит как приговор. Как вы думаете, коррекционные школы со временем исчезнут?
– Я думаю, что инклюзии в чистом виде в России не будет. В классах с 30 детьми педагогу, не имеющему специального образования, уделить внимание ребенку, у которого есть свои потребности, невозможно. Если, конечно, рядом с каждым особенным ребенком не будет сидеть тьютор — но сами понимаете, это большие затраты. Коррекционные школы, к сожалению, будут всегда. По моим наблюдениям, количество детей, рождающихся с различными нарушениями, не только не снижается, но даже растет.
Раньше наша школа была интернатом, сейчас дети находятся у нас с 8 утра до 5 вечера: учатся, дважды кушают, делают уроки, посещают кружки и дополнительные занятия. И родители в основном очень рады такому распорядку дня. Да, наши дети необычные, но они не хуже и не лучше обычных детей: они просто другие.
Когда ко мне приходят родители, которые выбирают, в какую школу — коррекционную или обычную — отдать ребенка, я говорю им: попробуйте отдать ребенка в обычную школу, но тогда вам придется очень много в него вкладывать. Да, многие дети поддаются коррекции в общеобразовательной школе, но для этого с ним нужно серьезно заниматься, в том числе и дома. Иначе ребенок станет изгоем в классе, успехов не добьется. Но если вы не готовы вкладывать в него, не надо ломать ему жизнь: пусть учится у нас. Да, после окончания нашей школы он не поступит в институт. Но мы сделаем из него человека, приспособленного к жизни. Он будет многое уметь делать руками. А хорошие рабочие (швеи, например) сейчас получают даже больше, чем люди с высшим образованием.
Профориентация у нас начинается с начальной школы: мы знакомимся с различными профессиями: ходим на почту, в магазины, смотрим, как работает дворник и так далее. Потом дети выбирают кружки по интересам «с прицелом» в будущее и поступают в специализированные профессиональные училища. Вот только профессий там ограниченное количество, а хотелось бы, например, чтобы дети имели возможность стать помощником повара, парикмахером, специалистом маникюрного кабинета.
Так что в целом наши дети хорошо социализированы, но вопрос в том, что общество не всегда готово принять их. Свидетельство об окончании школы вместо аттестата многих пугает. И здесь очень важна поддержка родителей. Да, есть неблагополучные семьи, с которыми приходится вести переговоры, но таких все-таки меньше. В основном, мы с родителями «в одной упряжке».
– Какие планы на будущее?
– Планов много. Например, нам хочется специальное мягкое покрытие для спортивной площадки, закончить ремонт во всем здании, поставить интерактивные доски хотя бы в начальную школу (пока у нас такая доска одна, на ней занимаются по очереди), хочется закупить специальные компьютерные программы для логопеда и психолога. Да даже в подзорную трубу на звезды детям посмотреть было бы интересно... Но мы умеем работать в скромных условиях. Где-то приходится экономить, но все самое необходимое у нас есть.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости