Новости – Общество
Общество
«Без подъемников жили и раньше. Но жили плохо»
Все подъемники на заводе — зеленого, экологичного цвета. Фото: Анна Яблокова \ «Русская планета»
Как в Лежневе Ивановской области работает единственный в стране завод, серийно выпускающий самоходные подъемники
26 июля, 2016 11:31
8 мин
Первые машины вышли в мае 2016 года. А капитальный ремонт пустующих корпусов бывшего Лежневского машиностроительного завода, где и разместилось новое производство, начался в августе 2015-го. С тех пор старые цеха советской постройки изменились до неузнаваемости, превратившись в современное производство и удобные офисы для персонала.
Завод подъемников участвовал во всероссийской выставке «Иннопром» в Екатеринбурге. «Русская планета» побывала на уникальном заводе и посмотрела, как собирают подъемники для России и в будущем — для зарубежных стран.
Инициатор проекта Ярослав Дмитриев показывает мне огромные корпуса завода, которые он приобрел не так давно. Цехов много, но пока они почти пустые. Для небольших объемов производства (а пока здесь работают лишь около 60 человек, в дальнейшем штат планируют расширить до 500) этого хватает.
– Сейчас площади заняты лишь на четверть. Будем расширяться, — рассуждает Ярослав Дмитриев. — Везде сделали ремонт. Заменили окна, они были очень страшные, старые. Заменили радиаторы, поставили современные, с поддувом, которые направляют тепло туда, куда нужно, а не как попало. Сделали новый пол — видите, он теперь идеально ровный? Поставили новые светильники, новую кровлю, сменили электрическую разводку. Осталось наращивать производство.
– А как пришла в голову мысль начать собственное производство, да еще и в кризис?
– Я возглавляю дилерскую компанию, которая занимается сдачей подъемников в аренду и их продажей. Сначала бизнес этим и ограничивался: закупили заграничные подъемники, которые успешно арендовали самые разные компании. Потом встал вопрос о том, чтобы удешевить наш продукт. Мы с моей командой отправились в Китай, чтобы наладить поставки оттуда. Но оказалось, что китайцам наш рынок совершенно не интересен. И когда мы сели в самолет до Москвы, пришла идея производить подъемники самим. Дальше — дело техники. Отсмотрели множество вариантов размещения производства по всей стране. Но остановились на Лежневе. Здесь и корпуса сохранились, и машиностроительная отрасль достаточно развита, а это значит, мы найдем высококвалифицированные кадры. И многих уже нашли. Например, к нам перешла очень сильная команда главного технолога с ивановского «Автокрана». Оттуда же перешли и конструкторы. На «Автокране» ситуация сейчас нестабильная, вот люди и ищут другие места работы.
Ярослав Дмитриев подводит меня к большим листам железа, сложенным в одном из цехов. Из них вырезают крупные детали, а затем сгибают на гибочных прессах мощностью в 220 тонн. Из листов меньше и тоньше методом плазменной резки вырезают мелкие детали. Обрезки таких листов, напоминающие металлические кружева, свалены в кучу неподалеку. В отдельном цеху происходит сварка, сверловка, расточка деталей.
В другом помещении детали красят. Их подвешивают и заводят внутрь камеры, где наносится краска, и после этого отправляют в «запекание» — сушиться. Цвета для подъемников экологичные — зеленые. Подъемный механизм — чуть светлее, основание и люлька — темнее. Выкрашенные детали, готовые к следующим манипуляциям, расположились рядом на стеллажах. В отдельном цехе стоят большие подъемники иностранного производства — их сдают в аренду.
– Но в будущем, надеюсь, мы сможем производить такие машины сами. Правда, для этого придется построить новые корпуса. Места много: вокруг завода около 7 га свободной земли, так что, думаю, со временем построим, — рассуждает Ярослав Дмитриев, пока мы поднимаемся в офис по еще не отремонтированным лестницам.
Наверху, где уже частично расположился офисный персонал, большие комнаты, длинные светлые коридоры, прозрачные двери. Будут здесь даже фитнес-залы с раздевалками и душевыми. Пользоваться ими смогут не только сотрудники завода, но и все жители Лежнева. На одной из стен причудливо наклеен малярный скотч. Здесь, по словам Ярослава Дмитриева, будет «что–то из Кандинского»: именно русский абстракционизм с его яркими пятнами краски и четкими линиями лучше всего отражает характер современного машиностроения.
Французские подъемники сдаются в аренду. Возможно, скоро подобные машины будет выпускать и лежневский завод. Фото: Анна Яблокова \ «Русская планета»
Французские подъемники сдаются в аренду. Возможно, скоро подобные машины будет выпускать и лежневский завод. Фото: Анна Яблокова \ «Русская планета»
– Производить подъемники, как мы видим, не так сложно. Но почему тогда ваше предприятие является единственным в стране, где есть серийное производство этих механизмов?
– Попытки создать такое производство, конечно, были и до нас. Например, их пытались производить в Торжке. Не получилось, потому что в этой сфере очень важен отлаженный рынок сбыта. У нас он есть, наработан годами.
По словам Ярослава Дмитриева, российский рынок подъемников насыщен лишь на 1%. При этом их использование прописывают во всех современных регламентах по технике безопасности. Выпасть из огороженной перилами люльки почти невозможно, кроме того, она позволяет поднимать на высоту инструмент и материалы. А использоваться подъемник может в любой сфере: от торговли (достать товар с верхней полки на складе) до строительства.
Сейчас завод выпускает несколько видов подъемников. Для работы на улице используются дизельные машины, внутри помещений — электрические. А есть еще разделения по длине стрелы (по высоте, на которую может быть поднята люлька) и прочим параметрам. Сначала завод старался скопировать лучшие образцы иностранных подъемников, потом создал свои модели. И получилось.
На международной выставке «Строительная техника и технологии» в 2016 году завод презентовал подъемник на 14 м с электроприводом на моторе переменного тока. Пока аналогов у него нет. На «Иннопроме» лежневский завод подъемников заметили федеральные власти, а кроме того, к продукции неожиданно проявили интерес зарубежные клиенты: заказчики из Индии.
– Оказывается, с Китаем Индия работает мало, опасаясь захвата рынка, а с нами готова сотрудничать, — говорит Ярослав Дмитриев. — Подходили к нам и наши соотечественники, которые жаловались, что купили канадские подъемники, они сломались, и теперь полгода приходится ждать к ним запчасти. С русскими производителями взаимодействовать получится быстрее. Завод один, в Лежневе, но по всей стране у нас есть 11 сервисных центров.
Проблемы у завода возникли лишь с поставкой электричества. Через новые сети завода запитано множество социальных объектов в Лежневе, но от сетей высокого напряжения производство, по словам Ярослава Дмитриева, отделяют «четыре опоры». Если бы удалось перейти на высокое напряжение, за электричество завод платил бы в разы меньше. Но пока этот вопрос только обсуждается.
– Я всегда привожу в пример Калужскую область, где губернатор говорит: ребята, вы инвесторы, вы даете нам рабочие места, многие годы будете платить здесь налоги, поэтому говорите, что вам нужно, какие мощности, мы вам все подведем. А здесь такого не происходит. Это грустно.
– Не боитесь, что в кризис людям будет не до подъемников? Все-таки это не товар первой необходимости…
– Нет, этого не будет. Рассуждать об этом, имея 1% покрытия рынка, просто смешно. Часто спрашивают: вот жили же без ваших подъемников, зачем их сейчас-то покупать? Да, жили. Но плохо. Пользовались лестницами, строительными лесами, автовышками. Но все это, во-первых, небезопасно. А во-вторых, требует дополнительных вложений денег и труда (к примеру, чтобы построить леса, нужно купить древесину, нанять рабочих, потратить время). Подъемник в этом отношении и безопаснее, и удобнее, и быстрее. Привозишь его, он делает свою работу. В Америке это поняли и запустили серийное производство 50 лет назад, во Франции —30 лет назад. А Россия видите, как отстала. Стараемся догонять.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости