Новости – Общество
Общество
«Из признаков интеллигенции просили вычеркнуть патриотизм»
Фото: из личного архива
Ивановский ученый — о том, как отличить настоящего интеллигента и зачем его исследовать
3 апреля, 2015 08:41
12 мин
«Интеллигентоведение — область научных исследований необычная, зачастую вызывающая улыбку и сарказм», — начал нашу беседу ивановский ученый, кандидат исторических наук, профессор Виталий Тепикин. Неделю назад его книга под характерным названием «Кристаллизация интеллигенции» была представлена в национальной российской программе 35-го Парижского книжного салона и появилась на прилавках легендарного магазина французской столицы «Либрери дю Глоб».
– Виталий Владимирович, вы один из самых известных в мире ученых, исследующих непростую тему интеллигентности. Почему вы выбрали именно ее? С чего все началось?
– Это давняя история. Когда я был маленьким, в нашем гостеприимном доме cакраментальное слово «интеллигенция» звучало постоянно. Я запомнил его, но не догадывался, что оно значило. Только спустя годы пришло понимание. Привязанность к этой загадке и привела меня в стены Ивановского госуниверситета к профессору Валерию Сергеевичу Меметову. В то время он уже был достаточно авторитетным специалистом в этой области и создавал Научно-исследовательский институт интеллигентоведения. В этот самый момент в числе его учеников, сподвижников, к счастью, оказался и я.
– Исследовательский институт, да еще занимающийся такой темой — явление для провинциального города необычное…
– Да, и не только для провинциального. Научная школа профессора Меметова заложила фундаментальные основы для изучения социального феномена интеллигенции, сумела доказать актуальность этого гуманитарного исследовательского направления. Долгие годы Валерий Сергеевич возглавлял кафедру, для сотрудников которой главным исследовательским вектором выступала именно интеллигенция. Госкомвуз под его началом организовал в Иванове Межвузовский центр Российской Федерации «Политическая культура интеллигенции, ее место и роль в истории Отечества» (нынче его переименовали), был созван докторский диссертационный совет, учрежден центральный научный журнал «Интеллигенция и мир», открыт НИИ интеллигентоведения при ИвГУ.
Ивановские масштабные конференции международного уровня, посвященные этой проблематике, до сих пор собирают ведущих историков, филологов, социологов и философов. Каждый из ученых делится наработками, вносит свой вклад в разработку теоретико-методологических аспектов изучения феномена интеллигенции с далеких времен до наших дней. И не случайно Российская академия наук заказала в свое время статью «Интеллигенция» для XI тома Большой российской энциклопедии именно нашей кафедре.
Тема и феномен интеллигенции обсуждаются очень давно, активно, начиная с легендарного сборника «Вехи» (сборник статей русских философов о роли интеллигенции в истории России, издан в 1909 г. — Примеч. РП.). Но до сих пор загадка, что же это за группа людей — интеллигенты?
Существует два определения этого феномена. Одно социально-профессиональное, другое — нравственно-этическое. Сторонники первой позиции уверены, что интеллигенты — это люди, получившие образование, высшее или даже среднеспециальное, и профессионально занимающиеся умственной деятельностью. Главный аргумент приверженцев второго подхода таков: далеко не все, имеющие диплом, являются по сути интеллигентными. Знания — это одно, а проявление человека в жизни, повседневности, сиюминутности — совсем другое. Нравственность, совестливость, порядочность оказываются важнее и выше интеллектуальной составляющей. Хорошо, когда эти две сферы уравновешиваются, но такое бывает не всегда.
Я попытался сформулировать признаки интеллигенции, которые должны были консолидировать взгляды специалистов. В какой степени это удалось, судить не мне, но откликов на мою систему получено достаточно много из разных стран мира.
– Думаю, что вам это удалось. Ваше определение интеллигенции является самым цитируемым в научной сфере.
– Рейтинги цитирования относительны. Да, ссылаются, цитируют в разных работах, начиная от рефератов, курсовых и заканчивая монографиями и диссертациями, которые защищаются как в России, так и за рубежом. Бывает, консультируются соискатели ученых степеней из западных университетов. Последний такой диалог был с Варшавским университетом. Приходят письма из Кембриджа, Берлина, Парижа, американских академических центров…
– Согласны ли вы с тем, что интеллигенция — это типично русское понятие? Интеллигенты времен «Вех» и современные чем-то отличаются?
– Уверен, что интеллигенция — русское явление. При этом не считаю, что она принципиально меняется во времени. Да, меняются внешние атрибуты, правила этикета, одежда, речь. Но внутренне современные интеллигенты ощущают себя так же, как ощущали себя их предшественники 100 лет назад.
На мой взгляд, те сущностные черты, которые я формулирую в десяти признаках интеллигенции, вечны. Это передовые для своего времени нравственные идеалы, активная умственная работа и непрерывное самообразование, патриотизм, основанный на вере в свой народ и неисчерпаемой любви к родине — как малой, так и большой. Здесь и творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции, независимость, стремление к свободе самовыражения и так далее. Не последнее место занимает критическое отношение к действующей власти и осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма и антидемократизма.
Среди признаков есть и отрицательные, и они вызвали определенное недовольство у ряда исследователей и общественности. Я говорю об обостренном чувстве обиды от собственной нереализованности (реальной или кажущейся), которое иногда приводит к предельной замкнутости интеллигента. Также я отмечал периодическое непонимание и неприятие друг друга разными представителями интеллигенции, как между профессиональными отрядами, так и внутри групп, и объяснял это приступами эгоизма и импульсивности.
Не всем понравилась патриотическая составляющая моих тезисов. Мне пришло письмо из Университета Сорбонны во Франции, где автор — русская девушка, студентка, уехавшая из России — писала: «Я многого добилась благодаря интеллектуальным усилиям, возвращаться на родину не собираюсь, меня не тянет, не заслужила моя родина того, чтобы я там жила». Вот такой скепсис к родной стране и в то же время русское происхождение, интеллектуальная реализация. Юная эмигрантка высказала свое мнение о 10 признаках интеллигенции и просила вычеркнуть строчку про патриотизм.
Часто меня спрашивают, что я имел в виду под формулировкой «передовые нравственные идеалы». Дескать, нравственные идеалы самоценны и вечны, а у вас они передовые. На самом деле есть некоторые нюансы, которые в определенных ситуациях выходят на первый план, оттеняя другие. Например понятие нравственности подвига. В мирной жизни подвиг необязателен, не нужно ходить по темным улицам и нарываться на нож бандита. А в условиях критических он приобретает высшую ценность. Спасение утопающего, риск и даже самопожертвование ради спасения чьих-то жизней на войне — эти идеалы понятны каждому, восхваляются, живут в памяти поколений. Только вот не каждый на подвиг способен, согласитесь.
– О чем ваша книга, представленная в Париже? Почему она называется «Кристаллизация интеллигенции»?
– Если говорить образно, интеллигент — некий кристалл, удивительный в своей чистоте и красоте, взращенный в однородной среде, но при благоприятных для себя условиях. Почти химия. И вот этот «химизм» кристаллизации интеллигенции нам пока не совсем ясен. А научно-публицистическая книга — попытка разглядеть и описать его.
– Когда про человека говорят, что он интеллигент, это чаще всего однозначно положительная характеристика. Но каково это — быть интеллигентом в современном мире?
– Не всегда это определение положительное. Ведь часто оно произносится с насмешкой, скепсисом, к этому понятию привязывают множество обидных словечек, подразумевая под интеллигентами людей-неудачников, ненужных, «лишних» людей.
На самом деле интеллигенция разная, и она играет чрезвычайно важную роль в развитии нашего общества. Все новые разработки, творческие подвижки осуществляются именно группой интеллигенции. Она — движущая сила. Благодаря остроте ума, эрудиции, творческому началу, неизменно присущим интеллигенции, эта социальная группа генерирует новые идеи. Для интеллигента как личности невозможно идти куда-то строем и слушать команды, не вдумываясь в них.
В современном мире русская интеллигенция часто оказывается недопонятой, недослышанной, зачастую целенаправленно загоняется в тупик. Властям, как и во все времена, с ней трудно. Но она живет, продолжая играть ключевую роль в развитии нашего общества.
– Один из признаков интеллигенции — критическое отношение к действующей власти. Как интеллигенция в вашем понимании соотносится с современной так называемой протестной интеллигенцией?
– Формулировку «протестная интеллигенция» я стараюсь не использовать. В отличие от протестной интеллигенции, классическая — это не вечно бунтующая и протестующая, но критически подходящая к действительности общественная группа. Интеллигенция очень неоднородна. Что касается знаменитой Болотной площади, на ней собирались в свое время, по большому счету, не интеллигенты. Там были и провокаторы, и молодежь, жаждущая перемен, любых и любыми методами. Особенность же интеллигенции в том, что она способна осознавать происходящее, давать свою здравую оценку и предлагать что-то объективное, конкретное для изменения ситуации в лучшую сторону. В этом вся соль.
Здесь нужно обладать зоркостью и определенной смелостью. Интеллигент часто дорого платит за свободомыслие и независимость, он теряет должности, становится немодным и невхожим куда-то. А были времена, когда расплачиваться приходилось и гораздо более высокой ценой.
– Современный креативный класс — это часть классической интеллигенции?
– Массовость никогда не была присуща интеллигенции. К тому же я рассматриваю интеллигенцию как сугубо русское общественное явление. Но да, у креативного класса имеются черты, обеспечивающие похожесть на интеллигенцию: ярко выраженное творческое начало, устремление к духовному удовлетворению и личной свободе. Нередко они даже готовы пожертвовать материальными выгодами ради своей творческой свободы. Но при этом креативный класс — индивидуалисты, думающие в первую очередь о себе. Они ловко и все-таки выгодно вписываются в современные реалии, становясь образцом для массового подражания. В условиях озападнивания русской культуры таких «креативщиков» и у нас много: разные дизайнеры, фотографы, спичрайтеры… Ричард Флорида дал четкий срез, а Юрий Олещук уже на нашей почве охарактеризовал их полуинтеллигенцией. Но в этих же профессиях встречаются настоящие, подлинные интеллигенты — в лице отдельных представителей.
– А в Иванове есть интеллигенты? Кто они?
– Я бы не стал делить интеллигенцию по областям, городам и весям. Мы можем говорить о чертах ментальности определенной территории, традициях местности. Например, жители Костромы отличаются от ивановцев, а вот кинешемцы похожи на костромичей. Я не считаю ивановскую интеллигенцию особенной. Да, она есть. Город отличается своим студенчеством, большим числом художников, здесь много писателей, журналистов, актеров, ученых, учителей, врачей… Все зависит от конкретных людей, а не от места их жительства. Интеллигенция — это штучное явление. Определять его нужно по личностным качествам каждого определенного человека.
– Вы сами себя интеллигентом считаете?
– Я стремлюсь выработать в себе интеллигентские качества. Они мне симпатичны.
– То есть стать интеллигентом возможно?
– Да. Уверен, что интеллигентские качества закладываются с самых первых дней жизни человека. Над этим должны работать родители. В ребенка нужно ежедневно, ежечасно вкладывать то, что потом даст росток и сформирует личность. У большинства на такой труд просто не хватает времени, да и желания. Меня часто спрашивают: «Как ваш сынишка Иван Тепикин стал в три года вице-чемпионом стотысячного города по шахматам?» Думают, чудо какое-то! А чудо-то часто людьми вершится.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости