Новости – Общество
Общество
«Любой ребенок может учиться в школе, если найти к нему подход»
Фото: Дмитрий Рыжаков / «Русская планета»
Как в Иванове детей с расстройствами аутистического спектра готовят к обучению в обычной школе
8 июля, 2016 18:12
8 мин
Иваново может стать пилотной площадкой по созданию в одной из школ города ресурсного класса, где особенные дети смогут преодолевать барьеры, обусловленные их особенностями развития, и учиться наравне с обычными детьми. На круглом столе в конце июня проект уже был одобрен чиновниками от образования. Он будет реализовываться при софинансировании благотворительного фонда содействия решению проблем аутизма «Выход». Сейчас особенных ребят готовят к школе в специальной ресурсной группе, работающей в Центре социальной адаптации детей с аутизмом на базе одного из молодежных клубов. РП побывала в гостях у детей и вникла в тонкости их обучения.
В коридоре нас с фотографом встречает Володя, подросток с очень внимательным взглядом. Он долго рассматривает нас, а потом просит:
– Не могли бы вы представиться?
Мы назвали имена.
– Пожалуйста, назовите фамилии, — снова попросил Вова и, когда мы выполнили его просьбу, одобрительно кивнул.
Продолжить беседу мы не успели, потому что зазвеневший колокольчик в руках у преподавателя известил о начале урока труда. Тьюторы (три специалиста, которые постоянно сопровождают детей, не оставляя их ни на минуту) завели ребят в класс и усадили за большой круглый стол. Рядом с Вовой расположилась Глаша. Она чуть младше и очень любит улыбаться. Никита, тихий мальчик в клетчатой рубашке, садится напротив. Перед ним лежит планшет с желтыми смайликами и карточки, изображающие правила поведения на уроке.
– Это специальная система поощрения, — поясняет мне в полголоса руководитель Центра Анна Егорова, пока дети под руководством учителя мнут салфетки, сооружая большой бумажный торт. — У каждого ребенка своя система. Никите нравятся смайлики, поэтому они — его награда за хорошее поведение и другие успехи.
Словно подтверждая слова Анны Владимировны, один из тьюторов хвалит Глашу за хорошо наклеенную салфетку и дает ей крошечный кусочек чипсов из большого пакета. Глаша с большим удовольствием хрустит картошкой.
– Сейчас, летом, наша ресурсная группа больше напоминает детский развивающий лагерь, — продолжает Анна Владимировна. — Мы больше занимаемся социализацией, чем обучением по школьным предметам: ходим в магазин (не самообслуживания, а с продавцом — это важно), покупаем продукты, готовим еду. А в учебном году каждый ребенок занимается по своей индивидуальной программе. В том числе мы пошагово отрабатываем академические навыки (счет, письмо, чтение).
Ресурсная группа создана год назад «Центром помощи детям с расстройствами аутистического спектра “Содействие”» при поддержке благотворительного фонда «Выход», мецената и владельца группы компаний O1GRUOP Бориса Минца и программы «Дети Ивановской области» Губернаторского фонда целевых программ. В здании был сделан хороший, современный ремонт, приобретено необходимое оборудование. В группе есть сенсорная комната со специальными креслами для релаксации, светодиодной подсветкой, тактильными ковриками и прочим, где дети могут отдохнуть от занятий и успокоиться. Есть кабинет для индивидуальных занятий, где каждое рабочее место отделено от других высокими перегородками, комната для групповых занятий, кухня с настоящей плитой и посудой, в которой дети учатся готовить, помещение для учителя, где хранится обучающий материал (его очень много, потому что к каждому ребенку требуется индивидуальный подход). У каждого ребенка есть свой тьютор, который везде сопровождает и направляет его. Все занятия в Центре абсолютно бесплатные.
Фото: Дмитрий Рыжаков / «Русская планета»
– Примерно таким должен быть ресурсный класс, который мы хотим открыть, — говорит Анна, показывая мне кабинеты, на стенах которых висят картинки–подсказки с алгоритмами действий. Вот нарисованный мальчик моет руки, вот он сидит за столом, вот помогает готовить обед. — Класс должен располагаться в обычной школе. В него можно будет отдать тех детей, которые прошли обучение в группе. В нем с помощью специалистов будут корректироваться те особенности, которые присущи детям–аутистам. Постепенно, по мере обучения, ребят из ресурсного класса тьюторы будут приводить в обычные классы. Сначала — на пять минут, потом на десять, потом, возможно, кого–то совсем переведут в обычный класс. Конечно, наши особенные дети не смогут учиться со своими одногодками, скорее всего подростков будут брать в начальную школу. Но это не так важно. Самое важное — ресурсный класс даст возможность каждому ребенку с расстройствами аутистического спектра научиться взаимодействовать с обществом, то есть даст то, что не может дать пока ни одна коррекционная школа. Предварительные договоренности с чиновниками уже есть, но мы боимся, что проект отложится и потом забудется из–за недостатка денег.
Пока мы отлучались, дети уже почти склеили торт. Немного запутались в цветах салфеток (Вова упорно называл темно–зеленый цвет «таежным», а Глаша персиковый посчитала розовым), но быстро с этим разобрались. К концу урока, который длился чуть дольше, чем обычно, Глаша немного устала, расстроилась и указала на карточку «перерыв».
– По расписанию у них уже должна быть перемена, вот Глаша и реагирует так, — поясняет Анна Владимировна. — Вся жизнь детей с расстройствами аутистического спектра должна подчиняться определенному расписанию и быть максимально структурированной. Если по какой–то причине от привычного расписания отходят, дети чувствуют себя некомфортно и возможны проявления негативного поведения.
Осознавать обстановку детям помогают карточки. Утром, когда они приходят в группу, каждый ребенок прикрепляет на магнитную доску свое вырезанное из бумаги имя и фотографию. Вместе с учителем дети выбирают погоду (солнышко, дождик, тучки), время года, день недели. Все это тоже крепится на доску. Дневное расписание занятий в картинках располагается рядом. Пока длится урок, большая красная стрелка указывает на картинку с мальчиком, сидящим за партой, затем она сдвигается к картинке колокольчика — значит, наступила перемена. Для обычного человека это выглядит немного странно, но особенные дети чувствуют себя тем лучше, чем более ясно для них то, что происходит вокруг.
– Вова — подвижный, очень умный мальчик, — продолжает Анна Владимировна. — Но и ему нужно все всегда держать под контролем, даже свое поведение. Смотрите, у него под рукой всегда есть планшетка с листом бумаги и карандашом. Когда он замечает, что сделал что–то не так, он ставит себе галочку. В конце дня Вова подсчитывает метки и делает вывод о своем поведении. И на следующий день старается его исправить.
Короткая перемена заканчивается, следующий по расписанию — урок приготовления пищи. Каждому ребенку выдается по терке и кусочку сыра. Тьютор жестами показывает, что сыр нужно не есть, а тереть. Дети приступают к процессу, а тьюторы за их спиной постоянно пишут что–то на бумаге.
– Я наблюдаю за поведением детей и записываю, что происходит, — отвечает один из тьюторов на мой вопрос. — Очень важно понять, что вызвало ту или иную реакцию ребенка или его неповиновение. Иногда это незаметно из простого наблюдения, но становится понятным, если все тщательно записать и проанализировать. Это обязательно нужно делать, чтобы понимать, как изменить поведение в будущем.
– Это АВА (прикладной анализ поведения) в действии — научный подход, на сегодняшний момент самый эффективный, основанный на многолетних фундаментальных исследованиях и включающий множество прикладных методик, — поясняет Анна Владимировна, когда мы, попрощавшись, выходим на крыльцо. — Мы впервые в области начали работать с этим методом и спустя два года видим прекрасные результаты. Но они не принесут того необходимого эффекта, который мы ждем, без следующего шага — создания ресурсного класса. Такой класс необходим нашему городу, и это понимают и родители особенных детей, и, надеюсь, чиновники. Ведь если к каждому ребенку найти свой подход и нивелировать его особенности поведения, он сможет учиться в обычной школе и быть успешным.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости