«В кроках пульсирует время»
Фото: Евгений Горностаев / «Русская планета»

Фото: Евгений Горностаев / «Русская планета»

Художник и дизайнер Владимир Демьяненко — о том, как развивается в текстильном крае искусство создания рисунков для ткани

Лауреат премии ЦФО в области литературы и искусства и премии Правительства РФ в области культуры, председатель Правления Ивановского отделения «Союза дизайнеров России» Владимир Демьяненко уже несколько лет традиционно выступает одним из организаторов конкурса молодых дизайнеров на лучшие рисунки тканей — кроки. Владимир Николаевич рассказал РП о том, как развивается в текстильном крае это специфическое искусство.

– Владимир Николаевич, для чего в текстильном крае нужно проводить подобные конкурсы?

– Ежегодные конкурсы мы организовываем для того, чтобы молодые талантливые дизайнеры могли идентифицировать себя в творческом пространстве, сравнить свои работы с коллегами по цеху и скорректировать свое творчество. Наш «Союз дизайнеров» как раз и помогает в этом. К сожалению, мы не можем похвастаться дорогими призами для победителей, но опыт и возможность выставиться на серьезной, статусной площадке — в Ивановском художественном музее, — тоже многого стоят.

Сейчас актуальность проведения конкурса кроков обусловлена особой экономической и политической ситуацией в стране. Это курс на импортозамещение, изменение конъюнктуры рынка текстиля и, соответственно, повышенные требования к дизайну текстильных изделий.

Фото: Евгений Горностаев / «Русская планета»

В этом году конкурс выявил как положительные, так и отрицательные стороны развития отрасли. Среди первых — большой интерес участников к этой форме творческого соперничества и выявил их профессиональный потенциал, стилистические, композиционные и колористические предпочтения. Среди вторых — отрыв от аналогового мышления и недостаточные ответы на возможности цифровых технологий.

Подведение итогов конкурса состоится в конце февраля. Тогда же будет организован круглый стол по тенденциям и проблемам отрасли.

– Насколько в современных условиях востребована эта профессия — дизайнер тканей?

– Это очень современная профессия, каждый представитель которой обеспечивает работой около 150 человек. Считайте сами: сначала он создает кроки, на производстве их гравируют лазером на никелевых цилиндрических шаблонах, делают пробную печать, после чего дизайнер вносит коррективы (либо, в случае с современными технологиями цифровой печати, сразу печатают на ткани). Если все хорошо — гонят километры ткани. И печатники, и люди, обслуживающие всю технологическую цепочку, замкнуты на дизайнеров. Работа водителей, швей и упаковщиков тоже зависит от них.

Есть такое заблуждение (и оно поддерживается даже специалистами) — что текстиль в России умер. Это совершенно не так. Наоборот, один из брендов нашего города «Текстильная столица России» приобретает особое звучание, так как сейчас мы выпускаем огромное количество тканей.

– Несмотря на то, что большинство фабрик стоит?

– Старые фабричные корпуса не соответствуют требованиям времени, а современные производства занимают гораздо меньше места и обеспечивают страну текстилем. Например, Тейковский ХБК, «Самойловский текстиль», «Красная Талка», «Шуйские ситцы» — все они успешно работают, а значит, работа будет и у дизайнеров.

В нашу цифровую эпоху во главу угла ставятся компетенция дизайнера и его творческая составляющая. Ведь крок — это индивидуальность художника-дизайнера и одновременно это живой пульс времени. Особенно ярко это можно было наблюдать в начале ХХ века. В то время рисунки тканей отражали социальные тенденции эпохи. Когда в городе открылась первая в стране фабрика–кухня (аналог современного фаст–фуда), это тоже нашло отражение в тканях, пусть и опосредованное. Тракторы, колосья, серп и молот, плуг — все социальные преобразования очень четко проявлялись на тканях.

– Какие темы наиболее ярко отражаются в кроках нашего времени?

– Очень активно переосмысливается тема урбанистики. На тканях присутствует город с его сложными силуэтами, динамикой, сменяющимися ракурсами. Раньше эта тема не доминировала, а сейчас в моде.

В кроках отражаются даже извечные вопросы пути России, направления ее движения на Восток или Запад. Например, англосакская традиция, которая пытается пробиться на нашей почве. Но деструктивная тема неомодерна, черепа, крылья — все это не приживается у нас. Наша культура всегда давала некую нравственную парадигму, и мы не имеем права идти на поводу у людей, которые жуют поп–корн и позволяют себя оболванивать. Я считаю, что любые творческие поиски должны находиться в позитивном русле.

– Можно ли говорить о моде в рисунках тканей?

– Да, пожалуй, можно. Производственники их тщательно отслеживают и стараются перенимать. Например, итальянские дизайнеры предлагают тему фактур с потрескавшейся штукатуркой, отслоившейся краской. У немцев интересные геометрические композиции. Казалось бы, они очень простые, но за счет ассиметричных линий и оригинальной колористики дают интересные решения. Китайцы занимаются фоторепродукциями на тканях. Тема крупных масштабов, которая была в тренде некоторое время назад, нивелируется, возникает тема фактур, мелких сеток, накладок, сложных фоновых структур. Мотив часто сочетается с необычностью фактур и их имитациями. Очень модна тема «белоземельки»: некрупные букеты цветов на белом фоне. Персиковый, фиолетовый цвета, даже традиционные «огурцы» (орнамент, для кашемировых тканей, известный также как «индийский огурец». — Примеч. ред.) — все это остается в моде уже достаточно давно.

Цифровая эпоха стала эпохой универсальных принципов. То, что показали, к примеру, во Франкфурте–на–Майне (выставка Heimtextil), практически в то же время становится известно и в Иванове. Свой вызов дала и программа импортозамещения. Нашему производству, хочет оно того или нет, придется осваивать зарубежные технологии.

– Наверно, накладывают свои особенности и технологические изменения?

– Да, конечно. Раньше, в аналоговую эпоху, художник оформлял раппорт (повторяющуюся часть узора на ткани. — Примеч. ред.) на бумаге кисточкой и рейсфедером, гуашью, темперой или белилами. Размер раппортов был фиксированным и небольшим — квадраты со сторонами 16, 24, 32 см. Сейчас цифровая печать дает нам возможность делать раппорт крупным, длиной до 2 м 20 см. Такой рисунок еще нужно уметь осмыслить. С современными учебными программами это под силу не каждому выпускнику вуза.

Структурные изменения в системе образования России, ориентированные на Болонский процесс, не лучшим образом сказываются на качестве высшего специального образования, в том числе — и дизайнерского. Это проблемы лицензирования, аккредитации, сохранения базовых ценностей отечественной школы дизайна.

Ивановская школа рисунков тканей имеет давнюю традицию. Еще в XIX веке была открыта текстильная школа (реальное училище) — филиал Санкт–Петербургской школы барона Штиглица. В нем готовили художников по тканям. Ивановские ситцы уже тогда отличались своим качеством и выработали свои узнаваемые рисунки, например, те самые «огурцы».

В советские времена в Иванове специалистов по тканям готовил химико-технологический техникум, сейчас он закрылся. Подготовкой специалистов занимается лишь Текстильная академия. Выпускает только бакалавров — магистратура еще не открыта. Но учебные программы там несовершенны: они значительно отстают от производственного процесса. Выпускники часто не знают современных технологий, не умея рисовать кроки, создают лишь мотивы — полуфабрикаты для настоящих кроков.

Дизайнеру тканей нужно отталкиваться от того, что ждет и хочет получить потребитель. К примеру, рисунки для постельного белья должны разрабатываться в зависимости от возраста человека. Для самых маленьких — одно, для детей школьного возраста — другое, для взрослых мужчин-холостяков — третье, для дам бальзаковского возраста — четвертое. Есть особенности и в ментальности русского человека. У нас популярен красный, цвет активности.

Современный дизайнер должен уметь не просто разработать крок, но и представить ткань со своим рисунком в интерьере. Средовое мышление должно прививаться с начала обучения, но такие задачи не ставятся. В том числе и в этом есть определенный кризис отрасли, и мы ежегодными выставками кроков стараемся его вскрыть, обозначить, наметить пути решения.

Далее в рубрике Пенсия в 2016 году: кто не работает, тому — индексацияКакие перемены ждут пенсионеров Ивановской области после изменений в пенсионном законодательстве Пенсия в 2016 году: кто не работает, тому — индексация Читайте в рубрике «Титульная страница» Ваши дети в опасности!На 1 июня в соцсетях намечено проведение акции, направленной против детей Ваши дети в опасности!

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»