«Любой ребенок может учиться в школе, если найти к нему подход»
Фото: Дмитрий Рыжаков / «Русская планета»

Фото: Дмитрий Рыжаков / «Русская планета»

Как в Иванове детей с расстройствами аутистического спектра готовят к обучению в обычной школе

Иваново может стать пилотной площадкой по созданию в одной из школ города ресурсного класса, где особенные дети смогут преодолевать барьеры, обусловленные их особенностями развития, и учиться наравне с обычными детьми. На круглом столе в конце июня проект уже был одобрен чиновниками от образования. Он будет реализовываться при софинансировании благотворительного фонда содействия решению проблем аутизма «Выход». Сейчас особенных ребят готовят к школе в специальной ресурсной группе, работающей в Центре социальной адаптации детей с аутизмом на базе одного из молодежных клубов. РП побывала в гостях у детей и вникла в тонкости их обучения.

В коридоре нас с фотографом встречает Володя, подросток с очень внимательным взглядом. Он долго рассматривает нас, а потом просит:

– Не могли бы вы представиться?

Мы назвали имена.

– Пожалуйста, назовите фамилии, — снова попросил Вова и, когда мы выполнили его просьбу, одобрительно кивнул.

Продолжить беседу мы не успели, потому что зазвеневший колокольчик в руках у преподавателя известил о начале урока труда. Тьюторы (три специалиста, которые постоянно сопровождают детей, не оставляя их ни на минуту) завели ребят в класс и усадили за большой круглый стол. Рядом с Вовой расположилась Глаша. Она чуть младше и очень любит улыбаться. Никита, тихий мальчик в клетчатой рубашке, садится напротив. Перед ним лежит планшет с желтыми смайликами и карточки, изображающие правила поведения на уроке.

– Это специальная система поощрения, — поясняет мне в полголоса руководитель Центра Анна Егорова, пока дети под руководством учителя мнут салфетки, сооружая большой бумажный торт. — У каждого ребенка своя система. Никите нравятся смайлики, поэтому они — его награда за хорошее поведение и другие успехи.

Словно подтверждая слова Анны Владимировны, один из тьюторов хвалит Глашу за хорошо наклеенную салфетку и дает ей крошечный кусочек чипсов из большого пакета. Глаша с большим удовольствием хрустит картошкой.

– Сейчас, летом, наша ресурсная группа больше напоминает детский развивающий лагерь, — продолжает Анна Владимировна. — Мы больше занимаемся социализацией, чем обучением по школьным предметам: ходим в магазин (не самообслуживания, а с продавцом — это важно), покупаем продукты, готовим еду. А в учебном году каждый ребенок занимается по своей индивидуальной программе. В том числе мы пошагово отрабатываем академические навыки (счет, письмо, чтение).

Ресурсная группа создана год назад «Центром помощи детям с расстройствами аутистического спектра “Содействие”» при поддержке благотворительного фонда «Выход», мецената и владельца группы компаний O1GRUOP Бориса Минца и программы «Дети Ивановской области» Губернаторского фонда целевых программ. В здании был сделан хороший, современный ремонт, приобретено необходимое оборудование. В группе есть сенсорная комната со специальными креслами для релаксации, светодиодной подсветкой, тактильными ковриками и прочим, где дети могут отдохнуть от занятий и успокоиться. Есть кабинет для индивидуальных занятий, где каждое рабочее место отделено от других высокими перегородками, комната для групповых занятий, кухня с настоящей плитой и посудой, в которой дети учатся готовить, помещение для учителя, где хранится обучающий материал (его очень много, потому что к каждому ребенку требуется индивидуальный подход). У каждого ребенка есть свой тьютор, который везде сопровождает и направляет его. Все занятия в Центре абсолютно бесплатные.

Фото: Дмитрий Рыжаков / «Русская планета»

– Примерно таким должен быть ресурсный класс, который мы хотим открыть, — говорит Анна, показывая мне кабинеты, на стенах которых висят картинки–подсказки с алгоритмами действий. Вот нарисованный мальчик моет руки, вот он сидит за столом, вот помогает готовить обед. — Класс должен располагаться в обычной школе. В него можно будет отдать тех детей, которые прошли обучение в группе. В нем с помощью специалистов будут корректироваться те особенности, которые присущи детям–аутистам. Постепенно, по мере обучения, ребят из ресурсного класса тьюторы будут приводить в обычные классы. Сначала — на пять минут, потом на десять, потом, возможно, кого–то совсем переведут в обычный класс. Конечно, наши особенные дети не смогут учиться со своими одногодками, скорее всего подростков будут брать в начальную школу. Но это не так важно. Самое важное — ресурсный класс даст возможность каждому ребенку с расстройствами аутистического спектра научиться взаимодействовать с обществом, то есть даст то, что не может дать пока ни одна коррекционная школа. Предварительные договоренности с чиновниками уже есть, но мы боимся, что проект отложится и потом забудется из–за недостатка денег.

Пока мы отлучались, дети уже почти склеили торт. Немного запутались в цветах салфеток (Вова упорно называл темно–зеленый цвет «таежным», а Глаша персиковый посчитала розовым), но быстро с этим разобрались. К концу урока, который длился чуть дольше, чем обычно, Глаша немного устала, расстроилась и указала на карточку «перерыв».

– По расписанию у них уже должна быть перемена, вот Глаша и реагирует так, — поясняет Анна Владимировна. — Вся жизнь детей с расстройствами аутистического спектра должна подчиняться определенному расписанию и быть максимально структурированной. Если по какой–то причине от привычного расписания отходят, дети чувствуют себя некомфортно и возможны проявления негативного поведения.

Осознавать обстановку детям помогают карточки. Утром, когда они приходят в группу, каждый ребенок прикрепляет на магнитную доску свое вырезанное из бумаги имя и фотографию. Вместе с учителем дети выбирают погоду (солнышко, дождик, тучки), время года, день недели. Все это тоже крепится на доску. Дневное расписание занятий в картинках располагается рядом. Пока длится урок, большая красная стрелка указывает на картинку с мальчиком, сидящим за партой, затем она сдвигается к картинке колокольчика — значит, наступила перемена. Для обычного человека это выглядит немного странно, но особенные дети чувствуют себя тем лучше, чем более ясно для них то, что происходит вокруг.

– Вова — подвижный, очень умный мальчик, — продолжает Анна Владимировна. — Но и ему нужно все всегда держать под контролем, даже свое поведение. Смотрите, у него под рукой всегда есть планшетка с листом бумаги и карандашом. Когда он замечает, что сделал что–то не так, он ставит себе галочку. В конце дня Вова подсчитывает метки и делает вывод о своем поведении. И на следующий день старается его исправить.

Короткая перемена заканчивается, следующий по расписанию — урок приготовления пищи. Каждому ребенку выдается по терке и кусочку сыра. Тьютор жестами показывает, что сыр нужно не есть, а тереть. Дети приступают к процессу, а тьюторы за их спиной постоянно пишут что–то на бумаге.

– Я наблюдаю за поведением детей и записываю, что происходит, — отвечает один из тьюторов на мой вопрос. — Очень важно понять, что вызвало ту или иную реакцию ребенка или его неповиновение. Иногда это незаметно из простого наблюдения, но становится понятным, если все тщательно записать и проанализировать. Это обязательно нужно делать, чтобы понимать, как изменить поведение в будущем.

– Это АВА (прикладной анализ поведения) в действии — научный подход, на сегодняшний момент самый эффективный, основанный на многолетних фундаментальных исследованиях и включающий множество прикладных методик, — поясняет Анна Владимировна, когда мы, попрощавшись, выходим на крыльцо. — Мы впервые в области начали работать с этим методом и спустя два года видим прекрасные результаты. Но они не принесут того необходимого эффекта, который мы ждем, без следующего шага — создания ресурсного класса. Такой класс необходим нашему городу, и это понимают и родители особенных детей, и, надеюсь, чиновники. Ведь если к каждому ребенку найти свой подход и нивелировать его особенности поведения, он сможет учиться в обычной школе и быть успешным.

Куда поступить в Иванове: вузы города и проходные баллы на бюджет Далее в рубрике Куда поступить в Иванове: вузы города и проходные баллы на бюджетПроходные баллы в вузы Иванова на бюджет в 2016 году Читайте в рубрике «Титульная страница» «Дурилово люди считывают»Что делает Кремль для популяризации выборов президента в 2018 году «Дурилово люди считывают»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»